Пассивная часть ОДА.

1. В травмпункт доставлен ребенок с нарушением речи, зиянием ротовой щели, нарушением прикуса и смещением зубного ряда. О травматическом повреждении какой кости черепа следует предполагать?

Ответ: Нижней челюсти.

2. При осмотре ребенка с черепно-мозговой травмой выявлен периферический парез лицевого нерва, глухота, вестибулярные повреждения. О травматическом повреждении какой кости черепа следует думать?

Ответ: Пирамиды височной кости.

3. Гинекологом при осмотре беременной женщины определены следующие размеры входа малого таза: истинная (гинекологическая) конъюнгата — 10 см, поперечный диаметр — 13 см, косой диаметр — 12 см. Можно ли связать уменьшение истинной конъюнгаты с длительным ношением обуви на высоком каблуке до 16 лет?

Ответ: Да: при ношении обуви на высоком каблуке центр тяжести тела переносится вперед, при этом лонные кости смещаются назад и в этом положении синостозируются в период с 16 до 18 лет.

4. Педиатром при осмотре ребенка в возрасте 2,5 лет выявлено увеличение лобных и теменных бугров, деформация реберных дуг — «четки», искривление конечностей и плоскостопие. Какое заболевание можно предполагать у ребенка и какова его причина?

Ответ: Рахит — нарушение процесса окостенения и, как результат, различного рода искривления и деформации костей.

5. На медосмотре у новобранца выявлено укорочение правой верхней конечности. В 10-летнем возрасте был перелом хирургической шейки плечевой кости с разъединением по метаэпифизарной линии. Объясните причину отставания в росте конечности.

Ответ: Повреждение росткового хряща в области метафиза привело к его преждевременному окостенению.

6. У грудного ребенка при кормлении жидкость вытекает через нос. Какой врожденный дефект костей черепа следует предполагать?

Ответ: Волчья пасть — результат несращения в эмбриогенезе небных валиков.

7. У ребенка на уроке физвоспитания во время прыжка появилась резкая боль в коленном суставе, вызванная нарушением целостности вспомогательных элементов сустава. Перечислите вспомогательные элементы коленного сустава.

Ответ: Мениски и внутрисуставные крестообразные связки.

8. У ребенка, пострадавшего в автокатастрофе, выявлен симптом «очков» — кровоизлияние в окологлазной клетчатке. О повреждении каких костей черепа можно предполагать?

Ответ: Костей, участвующих в образовании стенки глазницы: лобной, клиновидной, решетчатой, верхнечелюстной.

9. 10-летнему мальчику, обратившемуся в травмпункт, поставлен диагноз «Вывих левого дистального луче-локтевого сустава», какие движения и в каких суставах нарушены у ребенка?

Ответ: Супинация и пронация в левых промаксимальном и дистальном луче-локтевых суставах.

10. При врожденном вывихе бедра головка бедерной кости при резко растянутой капсуле сустава свободно входит и выходит из вертлужной впадины кверху и кзади. Какое положение следует придать конечности ребенка, чтобы бедренная кость стояла перпендикулярно к вертлужной впадине?

Ответ: Бедро в положении сгибания и отведения в тазобедренном суставе.

Активная часть ОДА.

1. Мальчик получил травму головы и потерял способность выдвигать нижнюю челюсть вперед. При поражении каких мышц ограниченно такое движение в височно-нижнечелюстном суставе?

Ответ: Жевательная, крыловидные медиальная и латеральная.

2. У ребенка возникла необходимость ревизии брюшной полости. В какой части брюшной стенки можно провести самый бескровный разрез?

Ответ: По белой линии живота.

3. У ребенка поврежден плечевой сустав и резко ограничены все виды движения в нем, кроме приведения. Какая мышца этой области пострадала в большей степени?

Ответ: Дельтовидная.

4. Мальчик получил ушиб медиальной группы мышц бедра. Какие виды движений и в каких суставах могут быть нарушены при этом? Вспомните, какие мышцы входят в медиальную группу бедра?

Ответ: Может быть нарушено приведение в тазобедренном суставе, сгибание, разгибание, приведение бедра. В медиальную группу мышц бедра входят: тонкая, гребенчатая, длинная приводящая, короткая приводящая, большая приводящая.

5. Ребенок не может разогнуть голень. Какая мышца повреждена?

Ответ: Четырехглавая мышца бедра

6. У ребенка продольное плоскостопие. Какие мышцы ему нужно тренировать? Какие упражнения посоветуете в этом случае?

Ответ: Необходимо тренировать мышцы задней и латеральной групп голени. Упражнения: ходьба на носочках, вращение в голеностопном суставе.

7. Ребенок подвернул стопу и произошел перелом латеральной лодыжки. Сухожилия каких мышц могут пострадать при этой травме?

Ответ: Длинной и короткой малоберцовых.

8. У ребенка поперечное плоскостопие. Тонус каких мышц пострадал? Перечислите, какие нужны упражнения для лечения?

Ответ: Пострадали мышцы латеральной группы голени: длинная и короткая малоберцовые. Необходимы упражнения: ходьба на носочках, вращение в голеностопном суставе.

9. После спортивной травмы мальчик не может согнуть кисть. Какие мышцы были травмированы?

Ответ: Мышцы передней группы предплечья.

10. После спортивной травмы ребенок не может согнуть плечо и предплечье. Какие мышцы были повреждены?

Ответ: Плечевая, двуглавая мышцы.

ЦНС.

1. У ребенка после перенесенного инфекционного заболевания установлен воспалительный процесс в подпаутинном пространстве головного мозга. Где возможно проникновение инфицированной мозговой жидкости из подпаутинного пространства головного мозга в полости желудочков?

Ответ: Инфекция проникает через отверстия Люшка и Моженди в 4-ом желудочке.

2. В клинику доставлен ребенок, у которого обнаружена опухоль в области нижнего двухолмия среднего мозга. Какие нарушения будут отмечены у ребенка?

Ответ: Нарушения слуха, так как ядра нижнего двухолмия среднего мозга являются подкорковыми центрами слуха.

3. В травматологическое отделение доставлен ребенок с ушибом головы. При обследовании установлено кровоизлияние в области червя мозжечка. По нарушению каких функций установлено врачами поражение мозжечка?

Ответ: Червь отвечает за положение головы и шеи в пространстве. Ребенку тяжело держать голову и шею в определенном положении.

4. В травматологическое отделение доставлен ребенок после уличной травмы, который слышит устную речь, но не понимает ее содержание. Укажите какая область коры головного мозга пострадала?

Ответ: Поврежден задний отдел верхней височной извилины — ядро слухового анализатора устной речи.

5. У ребенка нарушения двигательной функции конечностей. О поражении каких отделов мозжечка можно думать?

Ответ: Поражены полушария.

6. В хирургическое отделение поступил ребенок с переломом поясничного отдела позвоночника с повреждением спинного мозга. Нарушение каких функций ожидается?

Ответ: Парез, паралич тазового пояса и нижних конечностей, нарушение функций малого таза.

7. В нервное отделение поступил подросток. При обследовании обнаружено, что он не может производить рукой точные движения при написании букв, знаков, слов. В каком отделе коры полушарий имеются нарушения?

Ответ: Поврежден задний отдел средней лобной извилины — центр письменной речи.

8. В нервное отделение поступил ребенок. При обследовании обнаружено, что он не может отчетливо произносить слова. В каком отделе коры полушарий имеются повреждения?

Ответ: Поражен задний отдел нижней лобной извилины — речедвигательный центр.

9. При обследовании ребенка невропатолог выявил нарушение конвергенции и движения глаз кверху и книзу. О поражении какой части мозга можно думать?

Ответ: Поражен средний мозг.

Органы чувств.

1. После удаления инородного тела из наружного уха ребенка, выяснилось, что у него произошло снижение слуха этого уха. Какое анатомическое образование повреждено в этом случае?

Ушиб головы у ребенка может не повлечь за собой никаких серьезных последствий, а может стать причиной тяжелой травмы вплоть до летального исхода. Поэтому родителям надо быть максимально внимательными и мгновенно реагировать на любые серьезные ушибы головы у детей старшего возраста и на все без исключения ушибы у грудничков и детей младшего возраста.

в травматологическое отделение доставлен ребенок с ушибом головы

Черепная коробка, которая предназначена для защиты мозга, у детей еще недостаточно развита и крепка, поэтому практически любой ушиб головы может разрушить эту хрупкую конструкцию и причинить вред детскому мозгу. Особенного эта касается детей грудного возраста, у которых еще не закрылся родничок, т.е. часть мозга почти ничем не защищена.

Виды ушибов

Младенец может упасть со стола для пеленания, выпасть из коляски, упасть с высоты собственного роста, когда начнет ходить. А чуть постарше он будет регулярно набивать шишки, изучая окружающий мир и себя в нем. Но шишка — это всего лишь ушиб мягких тканей головы, она не причиняет вреда ребенку. Но, к сожалению, существуют более тяжелые травмы головы.

Если малыш получил более серьезный удар по голове, или сам головой ударился об твердую поверхность, то у него может случиться сотрясение мозга. В этом случае младенец чаще всего не теряет сознания, что свойственно взрослым, а у него появляются следующие симптомы:

  • тошнота и рвота;
  • частые срыгивания при кормлении;
  • холодный пот;
  • вялость, сонливость;
  • потеря аппетита;
  • плаксивость и прочее.

Ушиб мозга – это тяжелая травма головы, в результате которой ребенок теряет сознание на достаточно продолжительное время (до нескольких часов), может впасть в кому, у него может нарушиться дыхание или работа сердца и прочее.

Родителям важно знать, что у маленьких детей симптоматика сотрясения или ушиба головного мозга может довольно долго компенсироваться организмом, и признаки этих травм могут появиться через день или два после получения. Поэтому детскими врачами настоятельно рекомендуется родителям немедленно обращаться за скорой медицинской помощью при всяком сколько-нибудь серьезном ушибе головы их малыша.

В медицине ЧМТ делятся на открытые и закрытые. При открытой ЧМТ происходит перелом костей черепа.

в травматологическое отделение доставлен ребенок с ушибом головы

А закрытые ЧМТ делятся на:

  • сотрясение;
  • ушиб;
  • ушиб со сдавлением мозга.
  1. При сотрясении вещество и структура мозга не нарушаются, происходят изменения на клеточном уровне и нарушается порядок функционирования мозга.
  2. При ушибе возникают очаги изменения мозговой ткани разной степени тяжести, которые подлежат восстановлению.
  3. Сдавливание возникает, как правило, в связи с ушибом мозга. Его причиной может быть:
  • скапливание крови внутри черепа;
  • наличие там обломков костей черепа.

При ушибе мозга ребенок, как правило, теряет сознание. Родителям важно установить время, когда он был в бессознательном состоянии, чтобы потом сообщить об этом детскому неврологу или травматологу. Это значительно облегчит дальнейшую диагностику. При ушибе мозга тяжелой степени малыш может впасть в кому. Как правило, ушибы мозга со сдавливанием требуют немедленного хирургической операции, т.е. трепанации черепа для предотвращения его отека, удаления образовавшейся внутричерепной гематомы и др.

Первая помощь

в травматологическое отделение доставлен ребенок с ушибом головы

Если нет повреждения костей черепа, то к месту ушиба головы следует приложить влажную салфетку с завернутым внутрь неё кусочком льда. Кровотечение, если оно есть, можно остановить с помощью сухих тампонов. Первое время не давайте ребенку заснуть, чтобы наблюдать за развитием клинической картины его травмы.

Если у малыша появилась тошнота и рвота, нарушилась координация движений – немедленно вызывайте врача. Внимательно осмотрите зрачки ребенка, если они значительно сузились или расширились и слабо реагируют на свет, это верные признаки ушиба мозга.

Если ребенок, получивший ушиб головы, потерял сознание, следует уложить его на бок, а голову повернуть вниз, чтобы при возможной рвоте рвотные массы не оказались в дыхательных путях.

Дети с ЧМТ подлежат обязательной госпитализации. В зависимости от тяжести травмы, полученной в результате ушиба головы, они могут лечиться в детском неврологическом или нейрохирургическом отделении.

Диагностика

Всестороннее и полное обследование ребенка, получившего травму головы, возможно только в условиях стационарного отделения.

в травматологическое отделение доставлен ребенок с ушибом головы

Диагностируется травма головы исходя из жалоб пациента, его общего и неврологического осмотра, а также с помощью современных инструментальных методов обследования, а именно:

  • нейросонография (УЗИ для малышей);
  • рентгенография;
  • компьютерная томография (КТ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ) и прочее.

КТ и МРТ в отношении маленьких детей используется редко, потому что для получения достоверных данных нужно применять наркоз, т.к. требуется максимальная неподвижность во время процедуры обследования.

Лечение ЧМТ

При сотрясении головного мозга применяется консервативная медикаментозная терапия, которая направлена на улучшение работы детского мозга, а также на устранение патологической симптоматики этой травмы.

При ушибе головного мозга применяется также консервативное лечение для того, чтобы устранить отек, снизить внутричерепного давления, стабилизировать питание и кровообращение и прочее.

Хирургическое вмешательство в отношении детей допускается только в крайних случаях для удаления сдавливания мозга обломками костей черепа и внутричерепными гематомами.

Последствия ЧМТ

в травматологическое отделение доставлен ребенок с ушибом головы

Последствия в зависимости от тяжести полученной травмы головы могут быть разными. Родителям следует помнить: чем тяжелее полученная травма, тем дольше будет идти восстановительный, реабилитационный процесс.

При правильном и своевременном лечении сотрясения мозга, как правило, никаких серьезных последствий вообще не наступает. Возможны иногда в течение года приступы астенического синдрома.

При тяжелом ушибе мозга в качестве негативного последствия может наблюдаться:

  • снижение интеллекта,
  • атрофия тканей мозга,
  • эпилепсия и иные судорожные состояния,
  • менингит,
  • двигательные нарушения,
  • нарушения психики и др.